Главная » Новости » Итоги первого года обучения в рамках программы «История и культура ислама» (на примере курса «Ислам: история, культура и практика»)

Итоги первого года обучения в рамках программы «История и культура ислама» (на примере курса «Ислам: история, культура и практика»)

Завершился первый учебный год в рамках программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. За это время удалось добиться высокого качества обучения и эффективности учебного процесса. Поставленные задачи осуществлялись за счет учебно-методического обеспечения как аудиторной, так и внеаудиторной работы студентов.

В частности, учебный процесс в рамках курса «Ислам: история, культура и практика» осуществлялся на основе учебного пособия  «Ислам: история, культура и практика. Вводный курс. Учебное пособие» (СПб., Президентская библиотека, 2015) и включал как лекционные, так и семинарские занятия. Наряду с ним использовались две работы А.Д.Кныша «Ислам в исторической перспективе: начальный этап и основные источники» (Казань: издательство Казанского университета, 2015 год) и «Islam in historical perspective» (Boston, Columbus, Indianapoic etc. 2011).  Кроме того, студенты были проинструктированы о работе с электронными ресурсами в доступе СПбГУ и могли работать с электронными каталогами, журналами и ресурсами научной библиотеки им. М.Горького. Так, студентам доступны энциклопедии и справочники издательства Brill по исламу, в частности: Quranic Studies Online, Encyclopedia of Islam, Christian Muslim Relations Online, Encyclopedia of Arabic Language and Linguistics, коллекция старопечатных версий Корана и электронные книги по исламу издательства Cambridge University Press.

Лекции и семинарские занятия в рамках курса проводились как в традиционной форме, так и с применением целого комплекса инновационных подходов к организации учебного процесса. Так, с первых дней обучения в качестве сопровождения образовательного процесса стала широко использоваться система электронного обучения Blackboard, которая способствовала формированию ответственности, дисциплины, здорового соревновательного духа и мотивации к освоению материалов курса у студентов. Кроме того, в системе размещено большое количество электронных книг, ссылок на соответствующие информационные ресурсы, презентаций и дополнительных материалов по темам лекций,  которые  позволяют совершенствовать знания, полученные в рамках лекционных и семинарских занятий, уточнять какие-то положения и при возникновений вопросов задавать их как напрямую, так и дистанционно.

Благодаря системе Blackboard не возникало вопросов о том, как именно и в какие сроки необходимо выполнить то или иное задание, лекции каких специалистов состояться в ближайшее время, где найти дополнительный материал по вопросам тем курса, какие именно вопросы нужно готовить к семинарскому занятию – вся необходимая информация была размещена в системе Blackboard.

Можно с уверенностью говорить об успешном опыте обеспечения преемственности. Так, лекции и семинары проводились молодыми преподавателями СПбГУ, в частности Улановой Дарьей Владимировной и Маточкиной Анной Игоревной, под началом руководителя Лаборатории анализа и моделирования социальных процессов А.Д.Кныша (профессора исламоведения кафедры Ближневосточных исследований Мичиганского университета), который принимал самое активное участие в организации и обеспечении учебного процесса, как лично, так и в режиме видеоконференцсвязи.

Для чтения лекций в рамках курса «Ислам: история, культура и практика» в учебном году 2016/2017 приглашались ведущие ученые, чьи темы выступлений были органично инкорпорированы в учебный процесс, а вопросы по прочитанным лекциям вошли в список вопросов к итоговому экзамену.  В частности, в рамках курса выступали: Т.Ибрагим, М.Б.Пиотровский, Е.А.Резван, Л.Р.Сюкияйнен, В.О.Бобровников.  Благодаря лекциям приглашенных специалистов студенты получали мнение экспертов по самым актуальным темам, касающимся изучения ислама и арабо-мусульманской культуры.

Таким образом, студентам был предоставлен широкий спектр возможностей для получения новых знаний и их осмысления, а также формирования устойчивых навыков самообразования и самоподготовки. В рамках учебного курса «Ислам: история, культура и практика» студенты проявили интерес к изучаемому предмету и рассматриваемым темам, активно участвовали в семинарских занятиях, успешно выполняя все поставленные перед ними задачи, на лекционных занятиях задавали уточняющие вопросы, учились формулировать и высказывать свою точку зрения,  посещали факультетские мероприятия, а также следили за городскими событиями, так или иначе связанными с  тематикой их образовательной и исследовательской деятельности.

 

IMG_0827  IMG_0830