Начало нового учебного года в СПбГУ ознаменовалось открытием обучения по новой магистерской программе «История и культура ислама». Известно, что при обучении в магистратуре крайне важно на начальном этапе определиться с темой исследовательской работы, правильно выбрать элективные дисциплины. В этой связи очень важно, что первые профильные лекции и семинары для магистрантов провел руководитель Научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов А.Д.Кныш. В начале сентября состоялась и серия встреч со студентами второго курса программы «История и культура ислама», в рамках которых Александр Дмитриевич обсуждал темы курсовых работ, а также актуальные проблемы исламоведения.
Кроме того, 14 сентября, в стенах Восточного факультета состоялся открытый семинар для студентов и преподавателей СПбГУ. Он был посвящен теме «Суфизм и Коран». В университете уже многие годы читаются курсы по истории сложения и изучения текста Корана, поэтому данная тема позволила многим студентам дополнить и обогатить уже имеющиеся знания, а также узнать много нового как о мистическом направлении в исламе в целом, так и о роли коранического текста в суфийской традиции в частности. Семинар вызвал интерес не только студентов – исламоведов, но и студентов, занимающихся изучением историей арабских стан, историей и экономикой стран Ближнего Востока, тюркологов, арабистов-филологов, иранистов, индологов, африканистов, культурологов, семитологов и политологов. Всего на семинаре присутствовало около шестидесяти человек. После лекции и презентации (которая намеренно была составлена Александром Дмитриевичем на английском языке для того, чтобы дать студентам возможность осваивать профессиональную лексику в рамках данного вопроса на основном языке современной науки) разгорелась активная дискуссия. Студентов живо интересовали вопросы происхождения суфийской идеологии и терминологии, суфийской интерпретации Корана, существования, распространения и практики суфийских братств в современном мире, а также их взаимодействия с cовременной властью в контексте сравнительного анализа «средневековье-современность».
В четверг, 15 сентября Александр Дмитриевич прочел еще одну лекцию в Институте философии СПбГУ на кафедре философии и культурологии Востока, которая была также посвящена одной из актуальнейших тем современной науки: «Исламоведение академическое и исламоведение конфессиональное: сближение или взаимное неприятие?». Лектор коснулся вопроса разнообразия подходов к изучению ислама на примере Соединенных Штатов Америки. Так, было выделено два основных подхода: «внутренний», когда ученые, которые занимаются изучением ислама, являются носителями этой традиции (Islamic Religious Studies), и «внешний», то есть изучение ислама исследователями, не исповедующими ислам (Islamic Studies), то есть исламоведами. Сложность заключается в том, что у каждого из этих подходов есть как преимущества, так и недостатки. Поэтому для того, чтобы стать настоящим специалистом в области исламоведения и, по-возможности, достичь объективности в оценке ислама необходимо обладать знанием и пониманием позиций обеих сторон.