8 декабря в СПбГУ прошла лекция «Суфизм как педагогика: взаимоотношения шейха и его ученика в историческом развитии» профессора исламоведения Мичиганского университета, руководителя Научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов СПбГУ Александра Кныша.
В своем выступлении Александр Дмитриевич рассказал о суфизме, его особенностях и отличиях от других исламских течений. Особое внимание исследователь уделил взаимоотношениям шейха и мурида (учителя и ученика) и трансформации данной духовной практики в исламском мире. Если зарождение суфизма связано со свободными отношениями между шейхом и муридом, то сегодня суфийский лидер может выступать диктатором для своих последователей.
Помимо научной и преподавательской деятельности за рубежом, Александр Кныш возглавляет Научную лабораторию анализа и моделирования социальных процессов СПбГУ. Данная лаборатория – междисциплинарный проект, в работе которого принимают участие специалисты различных областей знания. Ведутся совместные с математиками исследования по оптическому распознаванию и автоматической классификации арабских текстов, а также по различным аспектам формализации арабского языка. Другое направление научной работы связано с описанием современной языковой картины мира в контексте развития и распространения арабского языка. Кроме того, значительная часть исследований касается разработки эффективных методик преподавания арабского.
Результаты исследований, проведенных в Научной лаборатории анализа и моделирования социальных процессов СПбГУ, активно используются на практике – при подготовке и внедрении новых образовательных программ в Университете. Так, доцент СПбГУ (кафедра арабской филологии), руководитель рабочей группы по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама Ольга Берникова отмечает: «При разработке программы бакалавриата «Исламоведение», набор на которую был впервые осуществлен в 2015 году, мы постарались найти много интересных решений как с точки зрения перечня изучаемых дисциплин и используемых учебных материалов, так и методических аспектов организации учебного процесса. У студентов есть прекрасная возможность общаться с лучшими учеными и исследователями ислама, задавать вопросы, дискутировать, быть включенными в глобальный исламоведческий диалог».