Главная » Новости » Ориентализм в русском балете

Ориентализм в русском балете

20 октября на Восточном факультете СПбГУ прошел мастер-класс «Ориентализм в русском балете». Мастер-класс провел Дмитрий Владимирович Ермаков – человек не менее интересный, чем тема, с которой он выступал: арабист, кандидат исторических наук, участник Советско-йеменской комплексной экспедиции в Хадрамауте, раньше научный сотрудник ЛО ИВАН СССР, в настоящее время Координатор международных проектов балета Мариинского театра, артист миманса Мариинского театра, член Союза театральных деятелей России. Несмотря на то, что сегодня его основная деятельность не связана напрямую с востоковедением, Дмитрий Владимирович и сейчас тепло вспоминает время, проведенное на Восточном факультете, и своего учителя П.А.Грязневича.

В ходе мастер-класса студенты и преподаватели СПбГУ узнали об истории русского балета, о звездах, гастролях, репетициях, сотрудничестве с иностранными театрами и артистами, важной роли «невидимых» для широкой публики людей – костюмеров, декораторов, и, конечно, о теме Востока в постановках Мариинского театра. «Баядерка», «Шехеразада», «Руслан и Людмила», «Корсар» — эти и другие известные балеты знакомили петербуржцев с Востоком еще в конце XIX-начале XXвв., когда театр был одной из немногих возможностей прикоснуться к миру «Другого». Лектор отметил, что не стоит спешить с выводами и рассматривать «ориентальные» балеты лишь как
иллюстрацию противостояния или столкновения Запада и Востока, христианского мира и мусульманского: в постановках такого рода нет однозначно «плохих» и «хороших» персонажей, у каждого своя история, своя драма, правда, выраженная языком, отличным от того, к которому мы привыкли, а потому нужно быть особенно внимательным, чтобы его понять.

В качестве аргумента Дмитрий Владимирович привел историю хана Гирея, одного из главных персонажей балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», впервые поставленного в 1934 г. в Мариинском театре. Он показал студентам отрывки уникальной съемки этого балета из театральных архивов, сопровождая их своими комментариями и
пояснениями: в первом акте Гирей кажется воплощением зла, но уже в третьем и, особенно, в четвертом его безутешному горю невозможно не сочувствовать.

Присутствующим удалось посмотреть и другую редкую запись – репетицию балета «Маргарита и Арман» с Ульяной Лопаткиной, Тимуром Аскеровым и известным педагогом-репетитором Грантом Койлом. Кроме видеофрагментов лектор показал настоящий театральный костюм и рассказал о сложностях его создания.

Два часа лекции прошли незаметно, и, конечно, этого времени недостаточно, чтобы полностью осветить такую обширную тему, интересную как специалистам-востоковедам, так и широкой аудитории. Мы надеемся, что Дмитрий Владимирович не раз еще посетит Восточный факультет, чтобы продолжить свой рассказ.