22 и 23 ноября на Восточном факультете СПбГУ прошли лекции ведущего российского специалиста по исламскому праву, доктора юридических наук, профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Л.Р. Сюкияйнена. Леонид Рудольфович прочитал студентам, обучающимся по программе подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, целый курс лекций об «Исламской концепции государства». Выбранная тема курса особенно актуальна для начинающих исламоведов в условиях современной политической, экономической и религиозной обстановки на Ближнем Востоке.
В рамках курса ученый подробно рассказал о теоретических основах исламской концепции государства — халифате, которая сложилась в основном в XI-XIV вв. и развивалась преимущественно в рамках фикха-доктрины. В основе всех определений халифата лежит подход крупнейшего мусульманского ученого ал-Маварди (974-1058), согласно которой «халифат представляет собой определенную функцию по осуществлению верховной светской (политической) власти и поддержанию веры на уровне мусульманской общины».
«Следует, однако, иметь в виду»,- отметил профессор, — «что шариат в собственном смысле знает очень немного норм Корана и сунны, регламентирующих вертикальные, властные отношения. Эти источники не содержат конкретных предписаний, регулирующих организацию и деятельность мусульманского государства или определяющих его содержание и сущность. Принципы организации и функционирования халифата были сформулированы мусульманскими факихами спустя сотни лет после Пророка Мухаммеда. Ключевой категорией исламской правовой политической теории был халифат, который рассматривался в двух взаимосвязанных аспектах: как сущность исламской власти и как специфическая форма правления».
«До середины XIII в.», — продолжает Леонид Рудольфович, — «прямым преемником власти праведных халифов был халифат Омейядов и Аббасидов, сохранявший некоторые внешние признаки идеального исламского государства. Все же с течением времени классическая концепция халифата все заметнее расходилась с реально существовавшим механизмом власти в мусульманском мире, хотя формально халифат сохранялся. В средние века миссию представлять его взяла на себя Османская империя. В качестве института, имеющего религиозные основания и поэтому формально объединявшего всех мусульман, халифат номинально сохранялся до начала XX в. Но после распада Османской империи по окончании Первой мировой войны он превратился в чисто декоративный институт и в марте 1924 г. был официально упразднен. С этого момента халифат перестал существовать как политическая реальность».
Говоря об эволюции концепции, профессор ссылался на классические труды мусульманских ученых (например, Ибн Халдуна), российских мусульманских богословов-просветителей (таких, как Муса Джарулла Бигиев (1871-1949)) и представителей исламской политико-правовой мысли конца XIX — начала XX века (например, Мухаммеда Рашида Риду (1865-1935)).
В рамках курса Леонид Рудольфович затронул вопрос отношения современной исламской мысли к исламской концепции государства и подчеркнул, что «различные политические потрясения, охватившие в последние арабский мир, вызвали разногласия между различными течениями исламской политико-правовой мысли и жаркие споры вокруг вопроса о характере государства, которое должно сформироваться в результате радикальных политических изменений. На этом фоне получили новую жизнь традиционные исламские концепции власти и государства».
«Мусульманские правоведы», — подытожил ученый, — «установили исходные основы исламской власти в форме халифата и одновременно определили те границы, которые в принципе не должны преступаться. Но если на практике складываются властные институты, которые сами по себе не помещаются в исходные рамки шариата, но являются необходимыми для поддержания исламских ценностей и реализации целей шариата, то такая власть считается шариатской в силу своего фактического существования и выполнения ею указанных функций. Таким образом, любые государства, где все граждане или большинство живущих под их властью людей являются мусульманами, которые могут беспрепятственно совершать свои религиозные обряды, открыто следовать предписаниям свое веры и не подвергаться ограничениям, являются по своему характеру исламскими».
Кроме курса лекций Л.Р. Сюкияйнен прочитал еще одну отдельную лекцию для студентов и преподавателей СПбГУ об «Исламе в современном мире». Еще до начала лекции крайне актуальная тема вызвала интерес у студентов и преподавателей СПбГУ. Леонид Рудольфович затронул такие важные вопросы как соотношение адата, шариата и секулярного права, роль шариата в законодательстве разных государств и последние тенденции в области усиления позиций исламского права в мире. В конце лекции докладчик ответил на многие важные вопросы, заданные аудиторией и подробно остановился на перспективах развития в России исламского банкинга.
Напомним, что Леонид Рудольфович уже не первый раз читает лекции студентам Восточного факультета СПбГУ. За последние два года начала складываться новая добрая традиция, которая, надеемся, продолжится и останется надолго.