12 и 13 октября в Государственном Эрмитаже прошли лекции генерального директора Эрмитажа, декана Восточного факультета СПбГУ, академика РАН М.Б.Пиотровского для студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов с углубленным изучением культуры и истории ислама.
Михаил Борисович сравнил подходы к созданию посвященных мусульманскому искусству экспозиций в крупнейших музеях мира и рассказал о природе мусульманской культуры, отметив, что любое произведение искусства, созданное в ее рамках, неизбежно оказывается выразителем исламского мировоззрения.
Именно этим, например, объясняется традиционно настороженное отношение к изображению живых существ в мусульманском искусстве. Оно происходит из убежденности в том, что сакральная история не может быть передана посредством изображения, которое, в свою очередь, определяется отсутствием идеи воплощения Бога в исламе.
Однако, как заметил генеральный директор Государственного Эрмитажа, роль изобразительного и декоративного искусства взяла на себя каллиграфия, служащая прекрасным образцом «кораноцентричности» мусульманской культуры. В мусульманском искусстве даже незначительные элементы несут важный смысл: например, растительный орнамент служит напоминанием верующим о райских садах и грядущем блаженстве, уготованном праведникам.
В отделе восточного искусства М. Б. Пиотровский познакомил студентов с уникальными образцами искусства, созданными в странах мусульманского Востока: Иране, мамлюкском Египте, Средней Азии, Турции.
В Золотой кладовой Эрмитажа студенты познакомились с редчайшими экспонатами эпохи Великих Моголов, а также с инкрустированными драгоценными камнями иранскими и кавказскими парадными саблями и кинжалами. В зале восточного оружия декан Восточного факультета подробно рассказал об образцах церемониального и боевого оружия и доспехов, относящихся к разным периодам истории мусульманской цивилизации и различным регионам мусульманского мира от Аравийского полуострова до Кавказа и Индии.
Михаил Борисович обратил внимание студентов на уникальные экспонаты, иллюстрирующие историю культурного обмена между Западом и Востоком, способствовавшего развитию обеих культур.